Консалтинговая группа "Остапенко  и партнеры"

Эффективное решение Ваших проблем

google-site-verification: google36d1afdd9875460b.html

Споры.

Претензии, суды, исполнительное производство.

Споры могут возникать по самым разным и, зачастую, неожиданным основаниям. Но какими бы ни были основания, следует иметь в виду, что пассивное поведение редко приводит к положительным результатам: если Ваша компания является истцом, то несвоевременное реагирование может свести все усилия к нулю; и наоборот, безразличное отношение ответчика к процессу зачастую влечет для него худшие последствия, чем которые наступили  бы в случае  активной защиты. 

Из российского законодательства вытекает, что суд лишь арбитр и истребовать доказательства  это его право, а не обязанность. Суд не обязан искать «правого» или «виноватого»: когда речь идет об арбитражных делах, судья лишь оценивает, чья позиция сильнее. Причем даже со слабой позицией шансов  выиграть гораздо  больше, чем если просто не явиться в суд. Поэтому, если уж дело дошло до суда, лучше принять участие в заседании, чем проигнорировать его.

Также важно понимание того, что в  большинстве случаев спор может быть урегулирован в досудебном порядке, на стадии претензионной переписки, однако для этого обычно требуется желание обеих сторон. Как правило, досудебное урегулирование  экономит ресурсы обеих сторон, но связано с последовательными коммуникациями  и выяснением наиболее важных задач для каждой стороны. Например, в вопросах качества не всегда обязательно возвращать оплату за оказавшийся некачественными товар, - можно договориться о компенсации в виде хорошей скидки на партию другого товара (который поставщику выгодно вывести на рынок или начать продавать данному покупателю). В спорах с моим участием с помощью досудебного урегулирования  обычно удается разрешить большую часть претензий.

В среднем, сроки взыскания по простым искам могут составлять от 2-2,5 месяцев до года. Срок судебного урегулирования спора может быть существенно ниже, если в заключенном договоре предусмотрена возможность рассмотрения спора третейским судом. Урегулирование споров на стадии претензионного диалога выгодно именно в связи с временными издержками, поскольку растянутый во времени процесс дает ответчику возможность произвести аккуратный вывод имущества или подготовить компанию к банкротству.

Как правило, спорные ситуации развиваются по следующему пути (примерный алгоритм в имущественных арбитражных спорах):

  1. Возникла спорная ситуация.Если в договоре закреплен обязательный предсудебный порядок, то другой стороне направляется претензия. Помимо формальной отправки претензии важно также связаться с другой стороной, донести в максимально доступной форме необходимость урегулировать возникший вопрос.
  2. Если предсудебный порядок не обязателен, или срок рассмотрения претензии истек, направляется иск в суд. При этом копию иска целесообразно направить ответчику на все известные электронные адреса (по нашему опыту, около 20% требований удовлетворяются добровольно практически сразу после получения такого письма). В большинстве случаев иск подается по месту нахождения ответчика, если другая подсудность не определена договором. Важно позаботиться о вручении ответчику иска с приложениями, в противном случае срок рассмотрения дела увеличится на срок уведомления ответчика.  
  3. Судебное заседание. Важно не только предъявить все подлинники документов, но также по возможности перейти от предварительного заседания сразу к рассмотрению по существу. Часто ответчики стараются затянуть процесс (ссылаясь, к примеру, на недостаточное количество времени для подготовки отзыва или неполучение документов по иску, - в таких случаях можно предъявить доказательства вручения документов и настоять на праве арбитражного суда рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам без отзыва).
  4. Получение исполнительного листа. Этот момент выделен в отдельный пункт преимущественно из-за частоты ошибок и связанных с ними больших потерь времени на данном этапе.               

По общему правилу, решение вступает в силу по истечении месячного срока с даты изготовления решения в полном объеме, если не подана апелляционная жалоба. Заявление о выдаче исполнительного листа можно подать за 3-4 дня до вступления решения в силу (в целях экономии времени).                                                              

Сразу после вступления решения в силу целесообразно звонить в отделение, у которого в производстве находится дело, чтобы договориться о дате выдачи исполнительного листа (на практике подача заявления не влечет автоматической быстрой выдачи исполнительного документа, поэтому лучше предварительно созвониться). Если окажется, что «бланки закончились», «судья в отпуске» и прочее, тогда исполнительный лист можно получить через письменные жалобы председателю суда либо, как это получается у некоторых истцов, -  в течение нескольких месяцев. У меня на получение исполнительного листа обычно уходит не более недели.

Вторым важным моментом при получении исполнительного документа является корректность его оформления. Если в исполнительном листе есть ошибки, он недействителен. Поэтому при получении его на руки важно проверить все данные, указанные   в ст.13  Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Предъявление исполнительного листа. Если речь идет о взыскании денежных средств, исполнительный лист может быть как в соответствующий отдел Федеральной службы судебных приставов, так и непосредственно в банк, в котором у должника имеется счет.             

При предъявлении исполнительного листа в банк одновременно с ним необходимо предоставить заявление, в котором указываются:                                                                        

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;                                                                                                                             

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина; 

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.                                                 Предъявление исполнительного листа в ФССП осуществляется по месту нахождения должника (если исполнительный лист содержит требования, обязывающие должника совершить определенные действия, - то по месту совершения этих действий).

    В заявлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно указать максимум информации о должнике, его счетах, имуществе, адресах.

Сразу после возбуждения исполнительного производства следует прийти на прием к приставу и, по возможности, самостоятельно отвезти постановления об арестах счетов в соответствующие банки (предварительно проверив корректность документов, т.к. часто бывают ошибки). Если электронный документооборот у данного отдела ФССП не налажен, то также следует отвезти запросы о счетах и имуществе должника в соответствующие госорганы.

В заключение хотелось бы  добавить, что большинство сайтов, предлагающих юридические услуги, пестрят коллекторскими предложениями с бравыми обещаниями вернуть задолженность в любом случае. Мы считаем такой подход некорректным в принципе: система российского права построена таким образом, что для должников имеется довольно широкий спектр возможностей для того, чтобы безболезненно уйти от исполнения обязательств.

На практике вернуть долг возможно при условии, что у должника есть активы и Вы не пропустили срок исковой давности (или момент вывода активов).

Если речь идет о юридическом лице, существенную помощь в оценке общего состояния должника окажут сайты arbitr.ru, nalog.ru. Совсем не обязательно быть юристом, чтобы понять, что компания-должник находится в стадии ликвидации или к ней подано несколько крупных исков. Исходящие иски в большом количестве или с большой суммой требований также могут свидетельствовать о нестабильном финансовом состоянии  должника.

Также можно получить полное досье на своего контрагента, обратившись к нам (более подробная информация в разделе «Должная осмотрительность. Проверка контрагентов»).